Заказать обратный звонок

Согласен на обработку персональных данных

photo

Психотерапия - одно из основных направлений психологии

Психотерапия как одно из важнейших направлений психологии

Психотерапия является практическим направлением науки психологии, основой которой выступают систематизированные знания о возможностях психологического воздействия на ребенка и окружающих его взрослых; перечень предпринимаемых мер, целью которых является нивелирование самых различных отклонений в индивидуальном психическом развитии; мероприятия, направленные на сохранность признаков личности, принятие мер для корректировки поведения ребенка и взрослых из его окружения; способы взаимодействия с клиентами (пациентами) для оказания им эффективной помощи в избавлении, ослаблении или изменении основных причин, которые оказывают негативное влияние на ход их жизненного процесса, а также самочувствие.

Цель психотерапии, ее предмет и основные задачи

При общении с клиентом для специалиста основным предметом консультации является симптоматика и различные негативные изменения в психическом развитии и картине поведения пациента. На основании этой информации, психотерапия ориентируется на следующее:

  • улучшение показателей развития личности (эмоциональных, коммуникативных, психомоторных);
  • нормализациюповеденческих факторов, реакций, проявлений;
  • повышение адаптационных показателей для подготовки к учебе;
  • повышение проявлений произвольной регуляции;
  • содействие стабильному эмоциональному состоянию индивида;
  • помощь в активизации памяти;
  • помощь в структурировании мыслительного процесса;
  • регулирование психомоторных функций и т.д.

Главной целью психотерапии является содействие быстрому возвращению пациента, как личности, к внутренней гармонии и равновесию. А основная задача состоит в оказании квалифицированной помощи людям, которым пришлось столкнуться с погружением в полное уныние, тревожное состояние, фрустрацию, а также научить их использовать все имеющиеся внутренние возможности для открытия собственного потенциала и устранения всех препятствий, которые мешают получать удовольствие от полноценной жизни.

Основные задачи психотерапии можно представить следующим списком:

  • предоставление информации о психологических и поведенческих факторах;
  • обучение пациентов эффективным способам проявления своей чувственности и самостоятельному принятию решений (программы по активизации жизненных и коммуникативных навыков, по поддержке ведения здорового образа жизни и т.д.);
  • развитие различных компонентов личности, умений и способностей;
  • содействие в поиске идентичности в период становления личности;
  • предложение мер корректировки эмоциональных и поведенческих факторов;
  • помощь в ликвидации проявлений тревожных, стрессовых и депрессивных состояний.

Историческая последовательность развития психотерапии

В древности роль первых врачей-психотерапевтов принадлежала колдунам и шаманам. С целью избавления от различных эмоциональных недугов использовались всевозможные церемонии, ритуальные танцы и т.д. В средние века расстройства психики принимали за проделки темных сил, которые завладевают душой человека. Становление психотерапии как науки начинается с момента появления заинтересованности со стороны ученых к законам работы психики человека. Далее начали формироваться представления об эмоциональном фоне человека, который выступает причиной различных расстройств психики. Первые исследователи психики человека интересовались, каким образом происходит познание индивидом окружающего мира, как он составляет план своих действий и как воплощает их. Позже психологи открыли существование индивидуальных различий в психоэмоциональном состоянии. Далее ученые работали в направлении более глубокого изучения непредсказуемости поведения человека и его уникальности, что не поддавалось классификации под определенные типы. Следующим шагом было смещение фокуса на изучение различий в подходах индивидов к ведению диалогов и дискуссий. Еще позже в проведение анализа был задействован фактор социальной среды и непосредственно само общество.


Возникновение индивидуальной терапии ознаменовано формированием представления о «терапевтическом альянсе» между врачом и пациентом.


И только в середине XX столетия консультативная психология сформировалась как отдельное направление. В начале становления науки специалистов интересовала та реальность и среда обитания, в которой пребывает пациент и что именно становится причиной появившихся проблем. Именно в этот период были заложены основы семейной психотерапии, организационной психологии и т.д. Также были выработаны основные правила взаимодействия по схеме «консультант-клиент», которые послужили фундаментом для дальнейшего развития консультационной практической деятельности.

Связь психотерапии с другими дисциплинами

Основными базовыми составляющими направлений психотерапии являются такие подвиды психологии, как общая, социальная, детская, возрастная, клиническая, консультативная и т.д. Учитывая традиционные мнения специалистов о психологическом воздействии на ребенка с точки зрения успешности процесса его индивидуального развития, психотерапию можно представить как комбинацию методик и средств, которые должны способствовать становлению подрастающего индивида как личности, его своевременному и полноценному развитию. Таким образом, в список навыков специалиста данного научного направления должны входить: профилактика, коррекция, гигиена и реабилитация в рассматриваемой сфере психотерапии.

Консультативная психология как одно из направлений психотерапии

Теоретико-методологическую психотерапию можно отнести к консультативной психологии, что означает ее принадлежность к системе научно-прикладных знаний. Консультативная помощь пациентам может быть оказана в виде доверительной беседы. Такой формат применим к пациентам различных категорий (детям, взрослым, практикующим педагогам и т.д.).

Консультирование в психологии чаще всего подразумевает оказание квалифицированной помощи пациентам, которые в той или иной мере сталкиваются с внутренними расстройствами и проблемами в межличностных отношениях. Если рассматривать с точки зрения врачебной практики, то это целая система коммуникаций между врачом и пациентами, при этом помощь может ограничиваться лишь предоставлением профессиональных рекомендаций.

Консультирование в психотерапии можно разделить на два подвида: директивную психотерапию (влияние) и недирективную (взаимодействие). Процесс консультирования в психотерапии предполагает выполнение следующих шагов: активные действия пациента, деятельность врача-консультанта, а также результат этого взаимодействия – новые психологические образования, сформировавшиеся в личности консультируемого пациента. В данном случае происходит рассмотрение 5-ти основных групп тематических вопросов: суть процесса, возникающего между клиентом (человеком, нуждающимся в профессиональной психологической помощи) и врачом-терапевтом; профессиональные навыки и знания, личностные характеристики специалиста; внутренние резервы и силы клиента, которые поддаются активации; аспекты жизненной ситуации, вынудившей клиента обратиться к специалисту; профессиональные приемы и техники, которые будут использованы консультантом для оказания эффективной помощи клиенту.

Базовые модели, используемые психотерапией

Современные специалисты данного направления используют двойной подход к определению процесса терапии в этой сфере психологической науки: это психологический и медико-биологический подходы. Кроме того, применяются две основные модели воздействия - психологическая и медицинская.

Психологическая психотерапия предполагает следующие действия: сосредоточение на пациенте; «сосуществование», что предполагает доверительный обмен мнениями и эмоциональными состояниями между врачом-психотерапевтом и пациентом; «внутреннее постижение» (движение пациента по индивидуальной траектории его собственной личности, предопределенной им самим); «безусловное принятие», что предполагает установление особой близости в отношениях врача и пациента, основой которых является уважение, эмпатия. Медико-биологический подход представляет собой сосредоточение на индивидуальных особенностях строения тела пациента. Данный подход может быть использован исключительно квалифицированными врачами-психиатрами и психотерапевтами.


Большое внимание уделяется методам, применяемым в практической деятельности.


Методики, используемые в психотерапии, а также теоретические знания являются основными векторами во время проведения консультативной работы. Как правило, специалист может довольно подробно описать все нюансы и правила жизни пациента, его окружение, травмы детства и т.д. Однако он не в состоянии отразить его внутреннее духовное состояние. Поведенческая психотерапия, которая ориентируется на теоретические знания, становится лучшим методом получения необходимого результата при применении бихевиоральной модели. Если рассматривать ситуацию с иного направления, то все имеющиеся знания о клиенте не могут дать гарантии того, что он будет испытывать существенные внутренние перемены в ходе взаимодействия со специалистом. В данном случае нельзя быть уверенным, что произойдет пробуждение его внутренних резервов и процессов. Необходимые изменения могут произойти под влиянием чего-то более существенного, что не поддается описанию, классификации, и научиться этому в специализированном учреждении также невозможно. Но именно это позволяет существовать глубинной поведенческой психотерапии.

Если рассматривать психологические модели, то можно выделить следующие их виды:

  социально-психологическая. Данная модель предполагает рассмотрение и изучение общественного влияния. В пределах этой модели также более подробно рассматриваются и отрабатываются различные формы поведения индивидов;

  личностно-ориентированная. В рамках этой модели акцентируется внимание на межличностных отношениях, возникающих между врачом-терапевтом и консультируемым пациентом. При взаимодействии с клиентом специалист применяет специальные техники психотерапевтической коммуникации и теоретические знания из сферы психологии, что позволяет эффективно помогать обратившемуся клиенту в решении его личных проблем.